Найти на сайте
Голосуем!
Электронный журнал -
 

Сетевые методические объединения и профессиональные социальные сети. Сетевой этикет

СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА.

     Сегодня современное общество все более интенсивно использует возможности, существующие в Интернете (т. е. использующие специализированные программные сервисы, интернет-сайты и порталы для обеспечения взаимодействия людей в группе или группах).

Стремительному развитию социальных сетей способствовало появление бесплатного свободно распространяемого программного обеспечения, позволяющего любому желающему создать собственное интернет-сообщество, простые и понятные правила вступления в существующие сообщества, а также значительное увеличение количества Интернет-пользователей и начало распространения широкополосных сетей как в официальных учреждениях, так и в домашних хозяйствах. В настоящее время механизм социальных сетей успешно используется в бизнесе, в политике, в сфере развлечений и так далее, приводя к формированию устойчивых сетевых сообществ (). Построение сетевого общения может осуществляться:

  1. по сферам деятельности участников сетевого взаимодействия;
  2. по видам деятельности;
  3. по составу участников;
  4. по форме существования;
  5. по механизмам взаимодействия;
  6. по причинам формирования сообщества.

Сообщества в Интернете имеют свои преимущества и недостатки.

Внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в сферу образования Российской Федерации идет нарастающими темпами. В последние годы в стране реализованы крупные проекты по поддержке процессов информатизации образования:

  1.  все общеобразовательные учреждения подключены к сети Интернет;
  2. созданы крупные федеральные хранилища электронного образовательного контента высокого качества, сеть федеральных образовательных порталов;
  3. во многих регионах России созданы и эффективно функционируют центры информационных технологий и методической поддержки ИКТ в образовании;
  4. многие университеты получили средства на внедрение инновационных программ развития;
  5. в сети Интернет появилось большое число коммерческих и некоммерческих образовательных проектов;
  6. активно развиваются электронные библиотеки.

     В рамках реализации различных федеральных и региональных проектов работники образования массово повышают квалификацию в области использования ИКТ в профессиональной деятельности. Разрабатываются учебно-методические материалы нового поколения, основанные на современных педагогических технологиях и широко использующие цифровые и/или электронные образовательные ресурсы. Начался практический переход к обучению подрастающего поколения россиян в ИКТ-насыщенной образовательной среде ().

     Проекты, реализованные в рамках ФЦП «РЕОИС», ФЦПРО, приоритетного национального проекта «Образование», проекта «Информатизация системы образования», многих региональных программ, показали значимость использования ИКТ в школе для повышения качества и доступности образования, формирования инновационно-ориентированной личности учащегося, обладающей активной жизненной позицией и готовой к эффективной самореализации в быстроменяющихся условиях современной цивилизации. Получение сотнями тысяч российских педагогов базовой ИКТ-компетентности является важным шагом на пути внедрения новых технологий в образовательный процесс, но развитие ИКТ требует постоянного совершенствования и развития полученных педагогами новых знаний, умений и навыков, причем уже не только в форме повышения квалификации, но и посредством постоянного общения, обмена опытом, новыми технологиями, разработанными учебными материалами, методиками, основанными на ИКТ. Традиционно взаимодействие педагогической общественности между собой происходит в очной форме (на конференциях, семинарах и т. п.), но вместе с активным развитием сети Интернет появляются и новые формы общения – сетевые.

СОБЕННОСТИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

     Процессы информатизации, широкое использование информационно-коммуникационных технологий являются условием выполнения государственного заказа на развитие образования. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, президентские инициативы, стратегия построения информационного общества в России формируют запрос не только на обновление информационно-образовательной среды (ИОС) общеобразовательных учреждений, но и на эффективное использование ее ресурсов, что невозможно без непрерывного профессионального развития педагогов. ИОС в этом случае выступает сферой и средством развития их профессиональной компетентности. Основой ИОС являются сетевые структуры и отношения, потому так важно понимание роли и места сетевого взаимодействия педагогов в информационном образовательном пространстве. Развиваясь в сетевых структурах, ИОС обеспечивает готовность и способность учителя самостоятельно и ответственно использовать ИКТ для своего профессионального роста. (Кочегарова Л. В., Особенности реализации научно-методического сопровождения в среде сетевого взаимодействия)

     Сетевое взаимодействие, благодаря информационно-коммуникативным технологиям, предоставляет широкие возможности общения, объединения в профессиональное Интернет-сообщество. Такое объединение становится посредником между педагогами и органами просвещения. Использование компьютерных коммуникаций позволяет осуществлять полноценную методическую поддержку и ведет к активизации общения учителей между собой, расширению опыта совместной работы. Сетевое взаимодействие – технология, позволяющая реализовать возможности развития ИКТ-компетентности педагога через активизацию его личностных особенностей, интересов и возможностей.

Готовность к сетевому взаимодействию в ИОС формируется поэтапно и является одним из уровней развития ИКТ-компетентности педагога:

  1. Освоение сетевых сервисов (освоение программных средств, позволяющих обрабатывать различные виды информации).
  2. Встраивание сетевых технологий в образовательный процесс (замещение средств традиционной дидактики новыми, основанными на ИКТ – интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность).
  3.  Активное использование сетевых сервисов для обмена профессиональной информацией (трансформация образовательных технологий, за счет использования ИКТ).
  4. Формирование личного информационного пространства (экспертиза, анализ и проектирование собственных образовательных цифровых ресурсов).
  5. Использование личного информационного пространства как средства развития (трансляция своего опыта в сетевых группах).

 Эффективное сетевое взаимодействие обеспечивает:

  1.  Организацию совместной деятельности участников сетевой группы.
  2.  Развитие сетевой группы как структурной единицы ИОС.

Организация совместной деятельности участников сетевой группы невозможна без:

  1. проявления инициативы члена группы на этапе запроса на новое знание; организации коллективной поддержки инициативы в локальной группе;
  2. активного участия в обсуждении инициатив других членов группы;
  3. принятия общей цели, общей системы профессиональных ценностей;
  4. активного участия в разработке критериев эффективности деятельности;
  5. активного участия в представлении и управлении сетевых проектов.

Развитие сетевой группы как структурной единицы ИОС происходит через:

  1. открытое представление результатов своей деятельности другим участникам сети;
  2. открытое обсуждение деятельности участников сети;
  3.  создание личного информационного пространства педагога в сети;
  4. включение в сетевые профессиональные сообщества по различным основаниям.

      Таким образом, сетевые сообщества или объединения учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень. Профессиональная деятельность учителей в сети Интернет – это, прежде всего, деятельность, направленная на учащихся, на развитие интереса к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма. Учитель организует своих учеников для участия в дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах и направляет деятельность учащихся в телекоммуникационных проектах. Роль учителя в организации учебной деятельности школьников в сети очень велика. Второе направление профессиональной деятельности учителей в сети – это деятельность, направленная на самих учителей, на самообразование, деятельность, связанная с повышением квалификации. Перечислим некоторые сетевые сообщества – виртуальные объединения учителей в нашей странеи за рубежом

  • Всероссийский августовский Интернет-педсовет – Педсовет. org (pedsovet.org);
  •  Интернет-государство учителей – ИнтерГУ.ру (intergu.ru);
  •  Открытый класс (openclass.ru);
  • Сеть творческих учителей (it-n.ru).
  •  

     Сетевое объединение учителей«Педсовет.org. Всероссийский интернет-педсовет» (pedsovet.org) сформировалось в результате десятилетнего проведения Всероссийского @вгустовского интернет-педсовета. Педсовет.org является непрерывно обновляемым в течение года информационным ресурсом, посвященным обсуждению широкого круга вопросов, относящихся к сфере образования. Интернет-педсовет – это:

  • безграничное пространство для общения учителей на расстоянии;
  • одна из форм дистанционной деятельности и возможность повышения профессиональной квалификации;
  • сетевое сообщество работников образования.

Каждый год увеличивается число участников, учителя из разных городов и сел делятся своим опытом работы, обсуждают волнующие их вопросы, имеют возможность напрямую общаться с авторами учебников, учеными, специалистами системы образования.

      Другой пример сетевого сообщества российских учителей – это проект Минобрнауки РФ, федерации интернет-образования, издательства «Просвещение», который получил название«Интернет-государство учителей». Основная цель этого проекта – создание сетевого сообщества творческих учителей.

Задачи данного сообщества:

  1. Оказание поддержки профессиональной деятельности учителя.
  2. Предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность.Создание и поддержка новых образовательных инициатив.
  3. Создание единого информационного педагогического ресурса.
  4. Организация практической деятельности учителей в сети.
  5. Развитие и реализация творческих способностей участников проектов.
  6. Создание пространства психологической комфортности учителя.

     ИнтерГУ.ру – это открытая система самостоятельных сетевых проектовсвязанных между собой игровой экономической схемой (начисление бонусов, рейтинги участия, присвоение званий, возможность за «валюту» Государства приобретать новые ЦОРы и реальные CD).

 Основные виды деятельности «Интернет-государства учителей»:

  1. знакомство участников с образовательными ресурсами;
  2.  обсуждение проблем образования;
  3.  участие в деловых играх;
  4. обмен опытом работы;
  5. консультации со специалистами;
  6. тестирование по различным областям знаний;
  7. создание своих тестов и методическая помощь учителям.

     Проект «Открытый класс»создается в рамках государственного контракта «Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет (учителей, социальных педагогов, психологов, социальных работников, методистов, преподавателей системы дополнительного образования и родителей), ориентированных  на обучение и воспитание учащихся на старшей ступени общего образования», заключенного по итогам конкурса между Федеральным агентством по образованию и Национальным фондом подготовки кадров (г. Москва) с 2008 года. Проект направлен на обеспечение нового качества образования в России за счет создания социально-педагогических сообществ в сети Интернет, деятельность которых будет направлена на решение задач:

  1. поддержки процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов;
  2. широкого распространения электронных образовательных ресурсов;
  3. массового внедрения методик их использования;
  4. модернизации системы методической поддержки информатизации образования.

Реализуя проект «Открытый класс», Национальный фонд подготовки кадров создал специализированный сайт с тем чтобы:

*      обустроить удобное место для общения и сотрудничества учителей, их учеников и родителей;

*      обсуждать, создавать, просматривать, оценивать различные ресурсы Интернета на сайте;

*      способствовать привлечению участников в сообщества, организовывать проекты для школьников;

*      обсуждать насущные проблемы в блогах, помогать друг другу.

Суточная посещаемость сайта «Открытый класс» составляет в рабочие дни 25 – 35 тысяч посетителей, а количество просмотренных страниц устойчиво превышает 100 тысяч в сутки.

     Портал «Сеть творческих учителей»Innovative Teachers Networkсоздан при поддержке корпорации Microsoft для того, чтобы дать возможность учителям внутри своей страны (и за ее предлами) общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий в образовании. Эта Сеть объединяет по всему миру работников образования, интересующихся возможностями применения ИКТ для обогащения учебного процесса силами всех его участников. Портал открыт в начале 2006 г. в рамках проекта Microsoft «Академия учителей». Сеть творческих учителей – это портал, на котором впервые в российском образовательном Интернете была создана и реализована система открытой общественной профессиональной экспертизы – наиболее действенная на сегодняшний день форма обсуждения методических разработок педагогов.Портал «Сеть творческих учителей» Innovative Teachers Network создан при поддержке корпорацииMicrosoft для того, чтобы дать возможность учителям внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий в образовании. Эта Сеть объединяет по всему миру работников образования, интересующихся возможностями применения ИКТ для обогащения учебного процесса силами всех его участников. Портал открыт в начале 2006 г. в рамках проекта Microsoft «Академия учителей».Сеть творческих учителей – это портал, на котором впервые в российском образовательном Интернете была создана и реализована система открытой общественной профессиональной экспертизы – наиболее действенная на сегодняшний день форма обсуждения методических разработок педагогов. В результате работы портала «Сеть творческих учителей» создана целая система дистанционной профессиональной методической поддержки и самообразования его участников. Это активно работающие сообщества, мастер-классы, ИКТ-фестивали учителей-предметников, профессиональные конкурсы, Методический марафон и многое другое. Воспользоваться методическими материалами, опубликованными в библиотеке, узнать отзывы коллег, обменяться опытом в работе Мастерской, пройти обучение в мастер-классе, принять участие в конкурсах, получить свидетельство, сертификат или диплом на портале можно только бесплатно.

Назовем еще несколько педагогических сообществ, созданных в рамках российских и международных проектов.

*      Сообщество «СоцОбраз»– сетевое социально-педагогическое сообщество, созданное в рамках проекта «Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет, ориентированных на обучение и воспитание учащихся на старшей ступени общего образования». Проект выполнялся совместно Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) и ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». «СоцОбраз» – это интерактивная площадка для обмена опытом учителей, методистов, социальных педагогов, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, школьных психологов и сетевое сообщество, где родители смогут получить консультации и необходимые рекомендации по вопросам обучения, воспитания и развития детей-школьников.

*      Сообщество педагогов программы Intel «Обучение для будущего»– международная программа профессионального развития учителей компании Intel. Программа работает в России с 2002 года. Программой в России охвачено более 600 тысяч учителей школ и студентов педагогических вузов. В 2009 году программа сотрудничала с 125 обучающими центрами (педагогические университеты и колледжи, ИПКРО, образовательные центры) в 80 регионах России.

*      Открытое педагогическое объединение «ИнтерНика» создан в рамках портала  Школьный университет» (itdrom.com) двумя организациями из города Томска – Образовательным центром «Школьный университет» и негосударственным образовательным учреждением «Открытый молодежный университет». Сайт создан как профессиональное сетевое объединение учителей, использующих в работе учебные курсы Комплексной образовательной программы «Школьный университет» и активно внедряющих современные информационные технологии.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СЕТЕВОГО ЭТИКЕТА

Этикет – это совокупность ритуальных и ритуализированных действий, направленных на избежание конфликта и демонстрацию доброжелательности. Соблюдение норм речевого этикета в такой тонкой сфере взаимодействий, как процесс обучения, в значительной степени определяет эффективность самого процесса, поскольку напрямую влияет на психологию взаимодействия. В сетевом взаимодействии, когда иные способы межличностной коммуникации (мимика, жесты, интонации) не «работают», речевой этикет приобретает особую значимость (Никин А. Д., Информационные технологии в обучении), регулирует:

  • правила обмена сообщениями по электронной почте;
  • стилистику сетевой коммуникации при коллективных обсуждениях;
  • общие правила написания публикуемых текстов в сети и пр.

Начало и конец общения

При ведении деловой переписки с пользователями Интернета необходимо уметь использовать различные речевые этикетные формы – извинения, просьбы, благодарности, согласия/несогласия, прощания и др.Цель их использования состоит в том, чтобы партнер по общению мог правильно идентифицировать выражение через речь тех или иных чувств говорящего.На уровне этикетных форм осуществляется и так называемое ритуальное общение. Под ритуальным общением понимается выработанный обычаем или установленный порядок совершения общения. Например, при проведении чатов и прочих встреч в режиме реального времени (видеотелеконференций) в начале, при встрече собеседников используется такой ритуальный прием как «поглаживание» (Э. Берн) или обмен ритуальными репликами приветствия: «Привет!», «Как дела?», «Отличная погода!», «Пока!». Такой обмен репликами не несет никакой информации, но необходим для установления контакта между участниками встречи. Также очень важно при ритуальном общении установить связь всех участников друг с другом, с группой в целом, повысить свою самооценку и cамоуважение, почувствовать единение с группой.

ЭТИКА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

При переписке по электронной почте следует соблюдать принятые в обществе требования этикета.

Формы обращения

Сложившаяся форма обращения в русском языке – «Уважаемый...». При этом запятая после обращения придает письму будничный характер, а восклицательный знак, наоборот, указывает на то, что факту общения придается особое значение. «Уважаемые коллеги!» – такая общая форма обращения уместна среди лиц одной профессии. Более эмоционально звучит «Дорогие коллеги!», нейтрально – «Коллеги,..». Если в обращении указывается имя и отчество, а фамилия не называется, то обращение приобретает несколько личный характер.

Выбор залога.

Действительный залог употребляется тогда, когда следует выделить, оттенить субъект действия, он придает динамизм изложению. Обычно предложения с действительным залогом употребляются в настоящем времени и производят впечатление обмена информацией между адресатом и адресантом. Страдательный залог употребляется тогда, когда факт свершения действия имеет большее значение, чем указание лиц, свершивших действие, например: «Вы не выполнили мою просьбу прислать заданиепо данной теме». «Моя просьба прислать задание по данной теме не была выполнена».Во втором случае внимание концентрируется лишь на факте невыполнения, а конкретный виновник не называется прямо, а лишь имеется в виду.

Употребление вводных слов и оборотов.

Удачно найденное вводное слово, кстати сделанное обособление снимают напряженность тона изложения. Так, фраза «Ваша просьба не может быть удовлетворена по следующим причинам» весьма категорична, а ее этикетная редакция: «К сожалению, Ваша просьба не может быть удовлетворена» заметно снижает напряженность текста.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКИ ПОСТАНОВКИ ВОПРОСОВ

Для управления ходом телеконференций координатору необходимо научиться задавать вопросы, которые позволят управлять ходом дискуссии, активизировать процесс коммуникации и в целом дадут возможность эффективно использовать время (что особенно важно при проведении аудио-, видео- и мультимедийных конференций). Опыт психологов и педагогов подсказывает, что необходимо помнить о следующих несложных правилах:

1.       Кто задает много вопросов, тот получает много ответов.

2.     Кто правильно задает вопрос, тот получает правильный ответ.

3.    Чтобы получить вразумительный ответ, важно владеть техникой постановки вопроса.

     Результативный разговор – это оказание определенного влияния на собеседника. Подобный разговор – это не одностороннее высказывание (мнение) по теме, а именно диалог – вопросы и ответы. Вопросы – это импульсы для активизации разговора. Они служат для выяснения точек зрения и управления ходом беседы. Они являются инструментом суггестии, который способствует принятию нужного вам решения. Задавая вопрос, вы уже определяете вид ответа. Рассмотрим виды вопросов

1.    Информационные вопросы

  • задаются в том случае, если Вы нуждаетесь в знаниях, опыте, советах другого. Они необходимы для составления впечатления о чем-то конкретном, при сборе сведений, информации. Это всегда открытые вопросы, т. е. вопрос всегда касается какого-то конкретного предмета или положения вещей, при этом отвечающий, сообщая определенные сведения, дает объяснения.
  • задаются во время разговора, чтобы выяснить, прислушивается ли к Вам собеседник, понимает ли он Вас или просто поддакивает. Реакция собеседника на данные вопросы подскажет, что делать дальше: идти вперед при полном взаимопонимании, или отступить назад.
  • позволяют установить, продолжает ли собеседник придерживаться высказанного ранее мнения или намерения.
  • задают, чтобы познакомиться с мнением собеседника. Это открытые вопросы.

     Механизм работы с этими вопросами следующий: вопрос для ориентации –> суждение собеседника –> замечание, что понял собеседник, и готов ли он согласиться с Вами и Вашими аргументами. задают, чтобы выйти на взаимопонимание. В любой разговор надо включать подтверждающие вопросы и всегда делать акцент на том, что связывает, а не разъединяет.

2.    Встречные вопросы– это искусный психологический прием. Такие вопросы позволяют сузить разговор и подводят собеседника все ближе к тому моменту, когда он скажет окончательное «да»

3.    Альтернативные вопросыпредоставляют собеседнику возможность выбора (не больше трех вариантов) и предполагают быстрые решения. «Или» – основной компонент вопроса: Какое время на выполнение этого задания подходит больше всего: ... или ....? Когда: .... или ...?

4.    Однополюсные вопросы. Повторение Вашего вопроса собеседником в знак того, что он понял, о чем идет речь. Результат постановки такого вопроса – у собеседника складывается впечатление, что Ваш вопрос правильно понят. Отвечающий получает возможность тщательно обдумать свой ответ.

5.    Удостоверяющие замечания: Это очень удачный вопрос..., Я рад, что вы задаете...,. То, что вы задаете мне этот вопрос, доказывает, что...

6.    Направляющие вопросы используются для того, чтобы подать знак, когда выступать очередному докладчику. Также они позволяют выделить и передать более выразительно определенную тему дискуссии, а также замедлить темп, смягчить или усилить ход беседы.

7.    Провокационные вопросы используются для установления того, чего в действительности хочет ваш партнер и верно ли он понимает положение дел: Вы действительно считаете, что...? Вы уверены, что...?

8.    Открывающие вопросы– это вопросы, открывающие переговоры, доклады, урок. Это очень важный момент для всех участников дискуссии, старт заинтересованности, при котором возникает состояние положительного ожидания: Если бы я смог предложить вам решение ... нашли бы вы для меня несколько минут? Вы позволите мне предложить решение этой проблемы?

9.    Заключительные вопросы– вопросы, направленные на завершение разговора. Как правило, задаются после одного-двух подтверждающих вопросов: Смог ли я вас убедить в том, что...? Заметили ли вы...? А затем (без перехода) заключительный вопрос: Какой срок вас больше устраивает? Где могут быть применены эти знания?

 
Фотомгновения
No images
Авторизация на сайте



Сейчас на сайте
Сейчас 1 гость онлайн